бре́нїе
бре́нїе [брение]
od глина, грязь, пыль, прах
Сд глина, грязь; пыль, прах, πηλός: не ꙗ҆́коже ли бре́нїе скуде́льника вмѣните́сѧ не подобны ли вы стали глине у гончара? (Ис 29,16□); плю́нꙋ на зе́млю, и҆ сотворѝ бре́нїе ѿ плюнове́нїѧ, и҆ пома́за ѻ҆́чи бре́нїемъ слѣпо́мꙋ Он плюнул на землю, и растер со слюной раствор, и помазал им глаза слепого (Ин 9,6□); а҆́ще оу҆́бѡ бре́нїе є҆смы̀ человѣ́цы если мы, люди – земля (Сб Мсп стх хвал 2); бре́нїе зда́тель живосозда́въ, вложи́лъ є҆сѝ мнѣ̀ пло́ть и҆ кѡ́сти, и дыха́нїе и҆ жизнь Создатель, животворя глину, Ты вложил (в нее) мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь (К Вел вт, 1–4).
Св смесь сухой земли с влажностью, грязь, перст земная. Возведе мя... от брения тины (Пс. 39, 3□), по р.п.Б. — извлек меня из тинистого болота (из грязи в тине). Плюну на землю и сотвори брение от плюновения (Ин. 9, 6□).
Дч* сущ. греч. ἄσφαλτος — 1) асфальт, горная смола; 2) глина, грязь, горшечная земля (Тов. 38, 14□; Пс. 17, 43□); 3) иногда — затруднение, напасть; 4) поползновение (Иер. 38, 22□). И҆ бы́сть и҆̀мъ плі́нѳа въ ка́мень, и҆ бре́нїе вмѣ́стѡ мѣ́ла (Быт. 11, 3□). И҆лѝ не и҆́мать вла́сти скꙋде́льникъ на бре́нїи, ѿ тогѡ́жде смѣше́нїѧ сотвори́ти ѻ҆́въ ѹ҆́бѡ сосꙋ́дъ въ че́сть, ѻ҆́въ же не въ че́сть (Рим. 9, 21□). Сп҃си́ мѧ ѿ бре́нїѧ, да не ѹ҆глѣ́бнꙋ (Пс. 68, 15□).
СЦРЯ ‹бре́ніе› ‹я›, с. ср. Церк. ▸ Глина, или смѣсь сухой земли съ влажностію; грязь. ◂ Или не имать власти скудельникъ на бреніи? Римл. IX. 21.□ Яко бреніе путей поглажду я. Псал. XVII. 43.□
Фл ‹Брение›. Совр. нет. ▸ Глина; грязь; тина; смола; затруднение. ◂ Супр., 473, 14. Остр. Ио., 9, 6.≈
Ник ‘Асфальт’ (смола; Быт 11:3□ […] ) — минеральная, иначе жидовская смола. Добывается в жидком и мягком виде из копей и на поверхности Мертвого моря, отчего последнее и называется иногда Асфальтовым озером. […]
Ник ‘Глина’ […] была известна и изготовлялась со времен глубокой древности, почти также как и в настоящее время, для приготовления глиняных сосудов. Она топталась ногами (Ис 41:25□); изделия из глины производились на кружале, посредством верчения колеса (Иер 18:3□) […] Глина в древности, по-видимому, имела нередко такое же употребление, какое у нас имеет воск. Так в Иов 38:14□ говорится: чтобы земля изменилась как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда. […] Пророк Исаия, объясняя всецелую зависимость человека от Бога, употребляет следующее аллегорическое выражение, заимствованное от общепринятого употребления глины: «мы глина, — говорит он, — а Ты образователь наш, и все мы — дело руки Твоей» (Ис 64:8□), и ап. Павел с особенною силою обращается к Римлянам со следующим знаменательным вопросом: «не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, другой же для низкого?» (Рим 9:21□).
чс 70 ВЗ=8 ЕВ=4 ЕВБ=4 МнП=1 МнК=4 ТрП=9 ТрЦ=15 Трб=2 СлП=3 Акф=1 Проч=2