дре́во
дре́во [древо]
od древо, 2. деревянный, сделанный из дерева, например, корабль, 3. крест
Сд ξύλον 1. дерево: ѿ всѧ́кагѡ дре́ва, є҆́же въ раѝ, снѣ́дїю снѣ́си: ѿ дре́ва же, є҆́же разꙋмѣ́ти до́брое и҆ дꙋка́вое, не снѣ́сте ѿ негѡ̀ с любого дерева, которое в раю, ешьте, а с дерева знания (различения) хорошоего и дурного, не ешьте с него (Быт 2,16–17□); и҆ показа̀ є҆мꙋ̀ гдⷭ҇ь дре́во, и҆ вложѝ є҆̀ въ во́дꙋ, и҆ оу҆слади́сѧ вода̀ и указал ему Господь дерево, и вложил он (Моисей) его в воду, и вода стала сладкой (пресной) (Исх 15,25□); 2. сделанное из дерева, напр., корабль: потоплѧ́емꙋ зе́млю па́ки спасѐ премꙋ́дрость, ма́лымъ дре́вомъ пра́ведника соблю́дши и когда на земле был потоп, вновь спасла Премудрость, сохранив праведника (Ноя) при помощи малого дерева (ковчега) (Прем 10,4□); 3. Крест: бл҃гоѡбра́зный і҆ѡ́сифъ, съ дре́ва сне́мъ пречⷭ҇тое тѣ́ло твоѐ почтенный Иосиф, сняв с Древа (Крестного) пречистое тело Твое (Вел Сб тр); посредѣ̀ є҆де́ма дре́во процвѣтѐ сме́рть, посредѣ̀ же всеѧ̀ землѝ дре́во прозѧбѐ живо́тъ посреди Эдема дерево дало цвет – смерть, и посреди всей земли Древо (Крестное) произрастило жизнь (гл 8 пт утр сед 2–1).
Св ‹разꙋ́мное дре́во› — разумеется древо познания добра и зла, бывшее в раю: Крест за древо разумное… приял еси (Христе) (кан. 5-го гл.).
Дч* ‹вложи́ти дре́во въ хлѣ́бъ› фразеол. поговорка. Вложимъ древо въ хлѣбъ его = вместо пищи накормим его дубиной или распнем его на древе.
Дч* сущ. (греч. ξύλον) — дерево; крест; колода для ног; виселица; кусок ядовитого дерева или растения; бревно, балка; деревянный идол; корабли или судно, древо копийное — копье (2 Цар. 23, 7□); плодовитое дерево (Матф. 3, 10□); дрова (Притч. 26. 20. Иер 5, 14); древеса лежаща — костер для сожжения мертвого тела (Иса. 30, 33); ношение древес — принос или доставка дров для храма (Неем. 10, 34□); древеса всякаго плода — всякого рода плодовитые деревья (Екк. 2, 5). дре́во плодови́тое творѧ́щее пло́дъ (Быт. 1, 11□). бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ воздви́же і҆и҃са, є҆го́же вы̀ ѹ҆би́сте, повѣ́сивше на дре́вѣ (Деян. 5, 30□). вложи́ же но́гꙋ мою̀ въ дре́во и҆ надсмотрѧ́лъ пꙋти̑ моѧ̑ всѧ̑ (Иов, 33, 11). ѿи́метъ фараѡ́нъ главꙋ̀ твою̀ ѿ тебє̀ и҆ повѣ́ситъ тѧ̀ на дре́вѣ (Быт. 40, 19□). И҆ созда̀ стѣ́ны хра́мꙋ внꙋ́трь дре́вомъ ке́дровымъ (3 Цар. 6, 15□). послꙋ́жите та́мѡ богѡ́мъ и҆ны̑мъ, дѣлѡ́мъ рꙋ́къ человѣ́ческихъ, дре́вꙋ и҆ ка́менїю (Втор. 4, 28□). є҆гѡ́же ра́ди потоплѧ́емꙋ зе́млю па́ки спасѐ премꙋ́дрость, ма́лымъ дре́вомъ првⷣника соблю́дши (Прем. 10, 4□).
Фл ‹Древо›. ▸ Дерево (совр. устар.); дерево как материал (совр. нет); кусок дерева, палка (совр. нет); крест (совр. нет). ◂ Ас., Остр., Мф., 7, 17.
САР-1 ‹ДРЕ́ВО›, ва. и собирательн. ‹Дре́віе›, вія. с. ср. Во множественномъ имѣетъ: ‹Древа̀›, и ‹древеса̀›.
1) Собственно: величайшій видъ произведеній въ царствѣ произрастеній, который имѣетъ отъ корня восходящую стрѣлу и изъ оной выростающія вѣтви.
‹Или сотворите древо добро, и плодъ его добръ: или сотворите древо зло, и плодъ его золъ: отъ плода бо древо познано будетъ›. Матѳ. XII. 33.□
‹Бысть древо веліe›. Лук. XIII. 19.□
‹Друзіи ваіа рѣзаху отъ древія›. Марк. XI. 8.□
‹Какъ древо онъ распространится,// Что близъ текущихъ водъ ростетъ›.
М. Л.
2) Вообще лѣсъ срубленный, употребляемый въ строеніе, или на иную какую нужду.
‹Показа ему Господь древо, и вложи въ воду›. Исход. XV. 25.□
‹Убиша повѣсше на древѣ›. Дѣян. X. 39.□
‹Снемше съ древа положиша во гробѣ›. Тамъ же XIII. 29.□
→САР-1 т.2, с.747
Ник [дре́во нете́саное] ‘Дерево красное’ (3 Цар 10:11□-12 […] ) — при Соломоне красное дерево в изобилии привозилось из Офира с золотом и драгоценными камнями на кораблях Хирама. Употреблялось для устройства храма и дворца и для музыкальных инструментов. Вероятно, это было сандальное дерево, растущее в Индии и на о. Цейлоне, и высоко ценимое на Востоке за твердость, красивый цвет и годность к скорой и блестящей полировке.
Ник [древеса̀ пе́ѵговые] ‘Дерево красное’ ( […] 2 Пар 9:10□-11) […]
Ник [дре́во жи́зни, дре́во живо́тное] ‘Древо жизни’ (Быт 2:9□, 3:22, От 2:7□) — дерево посреди Рая, питаясь плодами которого, человек был бы и телом безболезнен и бессмертен. […]
Ник [дре́во є҆́же вѣ́дѣти разꙋмѣ́тельное до́брагѡ и҆ лꙋка́вагѡ] ‘Древо познания добра и зла’ (Быт 2:9□) — древо посреди Рая, плоды с которого было запрещено вкушать первому человеку и называемое так потому, что человек через вкушение плода оного вопреки заповеди Божией познал самим опытом, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло в противлении оной.
Ник [тереві́нѳъ, дре́во вѣ́твенное] ‘Теревинф’ (Ос 4:13□. Ис 6:13□, Сир 24:19□). Означенное дерево иногда смешивают с дубом, но это неправильно. Теревинф есть особенное дерево из семейства фисташковых, растет в южной Европе, как не большое кустарное дерево. Но на Востоке — в Палестине, Сирии, Аравии. Персии и других восточных государствах теревинф представляет собою одно из красивейших деревьев. Густота листьев его, составляющая его красу и славу (Сир 24:19□), дает летом совершенную тень, и потому это дерево в Св. Писании нередко называется ветвистым (Ис 57:5□, Ос 4:13□). Самое важное в теревинфе — это терпентинный сок, вытекающий; из дерева и составляющий высокий сорт благовонной смолы. […]
чс 1065 ВЗ=54 ЕВ=15 АП=4 АПБ=1 ЕВБ=17 Окт=123 МнП=55 МнО=23 МнС=29 МнК=298 ТрП=106 ТрЦ=19 Трб=6 СлП=15 Мол=1 Акф=6 Тип=18 Сол=1 ПрБ=1 Проч=34