дре́во

дре́во [древо]

od древо, 2. деревянный, сделанный из дерева, например, корабль, 3. крест

Сд ξύλον 1. дерево: ѿ всѧ́кагѡ дре́ва, є҆́же въ раѝ, снѣ́дїю снѣ́си: ѿ дре́ва же, є҆́же разꙋмѣ́ти до́брое и҆ дꙋка́вое, не снѣ́сте ѿ негѡ̀ с любого дерева, которое в раю, ешьте, а с дерева знания (различения) хорошоего и дурного, не ешьте с него (Быт 2,16–17); и҆ показа̀ є҆мꙋ̀ гдⷭ҇ь дре́во, и҆ вложѝ є҆̀ въ во́дꙋ, и҆ оу҆слади́сѧ вода̀ и указал ему Господь дерево, и вложил он (Моисей) его в воду, и вода стала сладкой (пресной) (Исх 15,25); 2. сделанное из дерева, напр., корабль: потоплѧ́емꙋ зе́млю па́ки спасѐ премꙋ́дрость, ма́лымъ дре́вомъ пра́ведника соблю́дши и когда на земле был потоп, вновь спасла Премудрость, сохранив праведника (Ноя) при помощи малого дерева (ковчега) (Прем 10,4); 3. Крест: бл҃гоѡбра́зный і҆ѡ́сифъ, съ дре́ва сне́мъ пречⷭ҇тое тѣ́ло твоѐ почтенный Иосиф, сняв с Древа (Крестного) пречистое тело Твое (Вел Сб тр); посредѣ̀ є҆де́ма дре́во процвѣтѐ сме́рть, посредѣ̀ же всеѧ̀ землѝ дре́во прозѧбѐ живо́тъ посреди Эдема дерево дало цвет – смерть, и посреди всей земли Древо (Крестное) произрастило жизнь (гл 8 пт утр сед 2–1).

Св ‹разꙋ́мное дре́во› — разумеется древо познания добра и зла, бывшее в раю: Крест за древо разумное… приял еси (Христе) (кан. 5-го гл.).

Дч* ‹вложи́ти дре́во въ хлѣ́бъ› фразеол. поговорка. Вложимъ древо въ хлѣбъ его = вместо пищи накормим его дубиной или распнем его на древе.

Дч* сущ. (греч. ξύλον) — дерево; крест; колода для ног; виселица; кусок ядовитого дерева или растения; бревно, балка; деревянный идол; корабли или судно, древо копийное — копье (2 Цар. 23, 7); плодовитое дерево (Матф. 3, 10); дрова (Притч. 26. 20. Иер 5, 14); древеса лежаща — костер для сожжения мертвого тела (Иса. 30, 33); ношение древес — принос или доставка дров для храма (Неем. 10, 34); древеса всякаго плода — всякого рода плодовитые деревья (Екк. 2, 5). дре́во плодови́тое творѧ́щее пло́дъ (Быт. 1, 11). бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ воздви́же і҆и҃са, є҆го́же вы̀ ѹ҆би́сте, повѣ́сивше на дре́вѣ (Деян. 5, 30). вложи́ же но́гꙋ мою̀ въ дре́во и҆ надсмотрѧ́лъ пꙋти̑ моѧ̑ всѧ̑ (Иов, 33, 11). ѿи́метъ фараѡ́нъ главꙋ̀ твою̀ ѿ тебє̀ и҆ повѣ́ситъ тѧ̀ на дре́вѣ (Быт. 40, 19). И҆ созда̀ стѣ́ны хра́мꙋ внꙋ́трь дре́вомъ ке́дровымъ (3 Цар. 6, 15). послꙋ́жите та́мѡ богѡ́мъ и҆ны̑мъ, дѣлѡ́мъ рꙋ́къ человѣ́ческихъ, дре́вꙋ и҆ ка́менїю (Втор. 4, 28). є҆гѡ́же ра́ди потоплѧ́емꙋ зе́млю па́ки спасѐ премꙋ́дрость, ма́лымъ дре́вомъ првⷣника соблю́дши (Прем. 10, 4).

Фл ‹Древо›. ▸ Дерево (совр. устар.); дерево как материал (совр. нет); кусок дерева, палка (совр. нет); крест (совр. нет). ◂ Ас., Остр., Мф., 7, 17.

САР-1 ‹ДРЕ́ВО›, ва. и собирательн. ‹Дре́віе›, вія. с. ср. Во множественномъ имѣетъ: ‹Древа̀›, и ‹древеса̀›.
1) Собственно: величайшій видъ произведеній въ царствѣ произрастеній, который имѣетъ отъ корня восходящую стрѣлу и изъ оной выростающія вѣтви.
‹Или сотворите древо добро, и плодъ его добръ: или сотворите древо зло, и плодъ его золъ: отъ плода бо древо познано будетъ›. Матѳ. XII. 33.
‹Бысть древо веліe›. Лук. XIII. 19.
‹Друзіи ваіа рѣзаху отъ древія›. Марк. XI. 8.
‹Какъ древо онъ распространится,// Что близъ текущихъ водъ ростетъ›.
М. Л.

2) Вообще лѣсъ срубленный, употребляемый въ строеніе, или на иную какую нужду.
‹Показа ему Господь древо, и вложи въ воду›. Исход. XV. 25.
‹Убиша повѣсше на древѣ›. Дѣян. X. 39.
‹Снемше съ древа положиша во гробѣ›. Тамъ же XIII. 29.
→САР-1 т.2, с.747

Ник [дре́во нете́саное] ‘Дерево красное’ (3 Цар 10:11-12 […] ) — при Соломоне красное дерево в изобилии привозилось из Офира с золотом и драгоценными камнями на кораблях Хирама. Употреблялось для устройства храма и дворца и для музыкальных инструментов. Вероятно, это было сандальное дерево, растущее в Индии и на о. Цейлоне, и высоко ценимое на Востоке за твердость, красивый цвет и годность к скорой и блестящей полировке.

Ник [древеса̀ пе́ѵговые] ‘Дерево красное’ ( […] 2 Пар 9:10-11) […]

Ник [дре́во жи́зни, дре́во живо́тное] ‘Древо жизни’ (Быт 2:9, 3:22, От 2:7) — дерево посреди Рая, питаясь плодами которого, человек был бы и телом безболезнен и бессмертен. […]

Ник [дре́во є҆́же вѣ́дѣти разꙋмѣ́тельное до́брагѡ и҆ лꙋка́вагѡ] ‘Древо познания добра и зла’ (Быт 2:9) — древо посреди Рая, плоды с которого было запрещено вкушать первому человеку и называемое так потому, что человек через вкушение плода оного вопреки заповеди Божией познал самим опытом, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло в противлении оной.

Ник [тереві́нѳъ, дре́во вѣ́твенное] ‘Теревинф’ (Ос 4:13. Ис 6:13, Сир 24:19). Означенное дерево иногда смешивают с дубом, но это неправильно. Теревинф есть особенное дерево из семейства фисташковых, растет в южной Европе, как не большое кустарное дерево. Но на Востоке — в Палестине, Сирии, Аравии. Персии и других восточных государствах теревинф представляет собою одно из красивейших деревьев. Густота листьев его, составляющая его красу и славу (Сир 24:19), дает летом совершенную тень, и потому это дерево в Св. Писании нередко называется ветвистым (Ис 57:5, Ос 4:13). Самое важное в теревинфе — это терпентинный сок, вытекающий; из дерева и составляющий высокий сорт благовонной смолы. […]

чс 1065 ВЗ=54 ЕВ=15 АП=4 АПБ=1 ЕВБ=17 Окт=123 МнП=55 МнО=23 МнС=29 МнК=298 ТрП=106 ТрЦ=19 Трб=6 СлП=15 Мол=1 Акф=6 Тип=18 Сол=1 ПрБ=1 Проч=34

gr дре́во: S,n,inan; sg,nom/acc