сло́во
сло́во [слово]
od слово, речь, 2. вторая Ипостась Троицы, Логос, 3. разум, 4. дело, 5. судебное дело, 6. обвинение, 7. ответ, оправдание, 8. завет, учение
od ‹Словеса̀› слова, в переносном смысле - дела, поступки
Сд 1. вторая Ипостась Троицы, Λόγος (может иметь морфологические и синтаксические особенности слов м.р.): въ нача́лѣ бѣ̀ сло́во, и҆ сло́во бѣ̀ къ бг҃ꙋ, и҆ бг҃ъ бѣ̀ сло́во в начале было Слово, и Слово было к Богу, и Богом было Слово (Ин 1,1□); без̾ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждшꙋю сꙋ́щꙋю бцⷣꙋ тѧ̀ велича́емъ непорочно родившую Бога Слово, величаем Тебя как истинную Богородицу (млв оконч); 2. слово, речь, ῥῆμα: бы́сть сло́во гдⷵне ко а҆вра́мꙋ было слово Господне к Авраму (Быт 15,1□); 3. разум, λόγος: питїѐ но́вое па́че сло́ва… во црⷵтвїи мое́мъ… пїю̀ новое питие, превосходящее разум… в Царстве Моем… буду пить (Вел Чт К, 4–3); недоꙋмѣ́ннымъ сло́вомъ, сло́во ро́ждшеесѧ ѿ сл҃нца ѻ҆ц҃а̀, и҆́но сл҃нце непостижимо уму Слово, родившееся от Отца-Солнца, другое Солнце (гл 7 нед Пнщ К, 6–3); 4. дело, λόγος: и҆ не забꙋ́ди всѣ́хъ словѣ́съ, ꙗ҆́же ви́дѣста ѻ҆́чи твоѝ и не забудь всего (всех дел), что видели глаза твои (Втор 4,9□); а҆́ще же и҆ рече́те: что̀ рече́мъ проти́вꙋ є҆мꙋ̀; и҆ ко́рень словесѐ ѡ҆брѧ́щемъ въ не́мъ если и скажете: Что скажем плохого о нем? И найдем в нем корень (злого) дела (Иов 19,28□); ср. ве́щь, рѣ́чь; 5. судебное дело, ῥῆμα: всѧ́кое же сло́во неꙋдоборѣши́тельное доноси́ша къ мѡѷсе́ю, всѧ́кое же сло́во ле́гкое сꙋжда́хꙋ са́ми со всяким трудным делом шли к Моисею, а все простые дела решали сами (Исх 18,26□); 6. обвинение, λόγος: сло́во законопрестꙋ́пное возложи́ша на мѧ̀ беззаконное обвинение возвели на меня (Пс 40,9□); 7. ответ, оправдание, λόγος: ни є҆ди́нѣй винѣ̀ сꙋ́щей, ѡ҆ не́йже возмо́жемъ возда́ти сло́во стремле́нїѧ сегѡ̀ ибо нет никакой причины. По которой мы могли бы найти оправдание для этого собрания (Деян 19,40□); всѧ̑ же нага̑ и҆ ѡ҆б̾ѧвлє́на пред̾ ѻ҆чи́ма є҆гѡ̀, къ немꙋ́же на́мъ сло́во но все обнажено и открыто перед очами Его, и перед Ним нам держать ответ (Евр 4,13□); на не́мже и҆́мамы на́зи твори́ти сло́во, и҆́хже въ житїѝ ѕлѣ̀ содѣ́ѧхомъ (Страшный Суд) на котором придется нам нагим держать ответ о том, что мы сделали дурного в жизни (сыр нвт трипесн 1, 9–2); 8. завет, учение, λόγος: престꙋпа́юще сло́во бж҃їе преда́нїемъ ва́шимъ вашим преданием нарушающие завет Божий (Мк 7,13□); ♦ сло́во бж҃їе Св. Писание; 9. сло́во, сло́во сꙋ́дное особое облачение первосвященника, напресник, в котором он входил в Святое Святых, λογεῖον τῆς κρίσεως: и҆ да сотвори́ши сло́во сꙋ́дное, дѣ́ло пестрѧ́щагѡ и сделай облачение, изделие красильщика (исх 28,15); и҆ да сотвори́ши на сло́вѣ трє́сны сплете́ны и сделай на наперснике плетеные цепочки (Исх 28,22□); ♦ слловеса̀ дне́й (словеса̀ а҆ха̑влѧ, ѻ҆хозі́ина и под.) летопись, λόγοι τῶν ήμερῶν: и҆ прѡ́чаѧ слове́съ ѻ҆хозі́иныхъ… сїѧ̑ пи̑сана въ кни́гахъ слове́съ дне́й царе́й і҆сра́илевыхъ и другие деяния Охозин… записаны в книгах деяний царей Израиля (4Цар 1,18□); ♦ стѧза́тисѧ ѡ҆ словесѝ рассчитываться, λόγον συναραρίσκω: восхотѣ̀ стѧза́тисѧ ѡ҆ словесѝ съ рабы̑ свои́ми (царь) захотел рассчитаться с подвластными ему (Мф 18,23□); См. также слове́сный, безслове́сный.
Св ‹бо́гъ сло́во› — Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, Господь Иисус Христос.
Св ‹стѧза́тисѧ ѡ҆ словесѝ› — потребовать отчета, сводить счеты, делать проверку. Стязася о словеси (Мф. 25, 19□) — потребовал отчета.
Дч* ‹словеса́› сущ. мн.ч. слова; часто дела, поступки (3 Цар. 14, 29□; 15, 7. Матвея 19, 9). Власть даете словесамъ начало правды: предводительствует же скудости пря и брань (Притч. 17, 14□). Словеса дней — летописи (3 Цар. 22, 39□. 4 Цар. 1, 18□).
Дч* сущ. (греч. λόγος) речь, проповедь (Деян 20, 7), дело, происшествие; разум; ответ, отчет; причина; объяснение. Десять словес — десять заповедей (Втор 1, 13); слово воздати — дать отчет (Матф. 12, 36□); стязатися о словеси — требовать отчета (Матф. 18, 23□); Сын Божий. Въ нача́лѣ бѣ̀ сло́во, и҆ сло́во бѣ̀ къ бг҃ꙋ [ѹ҆ бг҃а], и҆ бг҃ъ бѣ̀ сло́во (Иоан. 1, 1□). и҆ не забꙋ́ди всѣ́хъ слове́съ, ꙗ҆̀же ви́дѣста ѻ҆́чи твоѝ (Втор. 4, 9□).
СЦРЯ ‹сло́во› ‹а›, с. ср. 1) ▸ Названіе девятнадцатой буквы въ Славянской азбукѣ, и восемнадцатой въ Русской азбукѣ, изображаемой такъ: С. ◂ 2) ▸ Всякое реченіе, состоящее изъ одного или нѣсколькихъ слоговъ, и служащее изобразительнымъ знакомъ какой либо вещи, или понятія. ◂ Слово первообразное, производное. Слово старинное, простонародное. 3) ▸ Разговоръ. ◂ Слово не о томъ идетъ. Не мѣшайся въ чужія слова. 4) ▸ Обѣщаніе, обнадеживаніе, увѣреніе. ◂ Держаться даннаго слова. Не устоять въ словѣ. 5) ▸ Рѣчь, проповѣдь, бесѣда. ◂ Слово поучительное. Слово похвальное. Простре слово до полунощи. Дѣян. XX. 7.□ 6) ▸ Въ книгахъ новаго завѣта иногда: Сынъ Божій. ◂ Въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово. Іоанн. I. 1.□ 7) Воен. ▸ Тоже, что ‹паро́ль›. ◂ О караулахъ, какъ на оные ходить, и съ нихъ подобаетъ сходить, о словѣ, о таптѣ или битьѣ зори. Опис. рук. Рум. Муз. стр. 534.— Слово въ слово, въ видѣ нар. зн. ▸ точно, сходственно. ◂— Отъ слова до слова: зн. ▸ не пропуская, не перемѣняя словъ. ◂ Все разсказалъ отъ слова до слова.— Слово Божіе: зн. ▸ священное писаніе; книги ветхаго и новаго завѣта. ◂ Блажени слышащіи слово Божіе и хранящіи е. Лук. II. 28.□— Слово судное: зн. ▸ четвероугольный нагрудникъ ветхозавѣтнаго первосвященника, въ коемъ по числу колѣнъ Израилевыхъ вставлено было 12 драгоцѣнныхъ камней. ◂ Да сотвориши слово судное. Исх. XXVIII. 15.□— Слово и дѣло! ▸ Старинное выраженіе, означавшее доносъ по важному преступленію. ◂— Быть въ словѣ: зн. ▸ заслужить замѣчаніе, быть подъ отвѣтомъ. ◂ А намъ бы архіепископу въ томъ отъ Государя въ словѣ не быть. Акты Ист. III. 346.
Алекс ‹логі́онъ›, Исход: 28. 15□. Греч. сказуется слово судное. Симъ именемъ нарицается собственное Первосвященника украшеніе, которое онъ на персѣхъ верьху ризы ефуда носилъ; образецъ же его и составъ описанъ Исход: въ гл: 36. […]
ГлтНЗ (λόγος, ratio, sermo; ῥῆμα, verbum; λόγιον, eloqu im; περιοχή, locus) – слово; вина, причина; месть. Мф 5:32□ ра́звѣ словесѐ любодѣ́йнагѡ (кроме вины любодеяния).
Ник [напе́рсникъ, логі́онъ, сло́во сꙋ́дное] ‘Наперсник’ (слово судное; Исх 28:4□, Лев 8:8□ и др.) особая одежда на груди первосвященника с 12-ю различными драгоценными камнями, на которых были начертаны имена двенадцати колен сынов Израилевых (Исх 28:15□-30). Кольца, цепи и другие украшения, прикреплявшие наперсник к ефоду, были сделаны из золота. Первосвященник должен был носить имена колен сынов Израилевых на наперснике у своего сердца для постоянного памятования о них пред Господом (Исх 28:29□-30). Он назывался также «наперсник судный» (Исх 28:15□), быть может и потому, что его носил на своих персях первосвященник, такое высокое лицо, которое должно было служить источником правды и суда для иудейской церкви, и которого решения по Божественному вдохновению всегда должны быть ясны, справедливы и обязательны для Иудеев.
чс 4948 ВЗ=325 ЕВ=78 АП=111 АПБ=119 ЕВБ=87 Час=19 Окт=323 МнП=241 МнО=108 МнС=78 МнК=1539 ТрП=156 ТрЦ=115 Слж=14 Трб=32 СлП=58 Мол=25 Акф=13 Кан=2 Тип=115 Сол=27 ПрБ=2 Проч=396