врата̀

врата̀ [врата]

od ворота, врата, реже - города

Св ‹врата́ а́дова› — под этим образом разумеются силы дьявола. И врата адова не одолеют ей (Церкви) (Мф. 16, 18). Образ этот взят с устройства древних городов, которые были окружены стенами и в которые можно было пройти только через ворота; отчего они и были всегда вооружены стражей. Врата смертная — смерть; врата узкая — путь в Царство Небесное (Мф. 7, 14).

Дч* ‹врата› сущ. мн.ч. (греч. πύλη) — ворота, иногда укрепленные города; во многих местах это слово греч. и слав. переводчики заменяют на гради (πόλεις) — города (Быт. 29, 17, 24. 30; Втор 16, 18,17, 8, 28,52,55 и пр.). Врата адова (πύλαι ᾅδου) может означать всю хитрость и силу адскую, или просто весь ад, царство сатанинское (Матф. 16, 18; Исаии 30, 10; Прем. 16, 13; 3 Макк. 5, 36). Врата смертные (πύλαι θανάτου или τοῦ θανάτου) — смерть или царство смерти (Иов. 38, 17; Пс. 9, 14, 106, 18). и҆ вра́нове во вратѣ́хъ є҆ѧ̀ (Соф. 2, 14). и҆ ѿкры́ютъ врата̀ і҆ꙋ̑дина, и҆ воззрѧ́тъ въ то́й де́нь во и҆збра̑нныѧ до́мы гра́да (Исаии 22, 8).

СЦРЯ ‹врата̀› ‹ъ›, с. ср. мн. Церк. 1) ▸ Тоже, что ‹ворота̀› въ 1 значеніи. ◂— Врата адова. Церк. ▸ Бѣсовская сила. ◂ И врата адова не одолѣютъ ей. Матѳ. XVI. 18.Врата смертная. Церк. ▸ Конецъ жизни. ◂ Приближишася до вратъ смертныхъ. Псал. CVI. 18.Врата царскія. Врата святыя. ▸ Въ церквахъ: двери алтаря, находящіяся противу престола. ◂— Врата торжественныя, тріумфальныя. ▸ Ворота, построенныя на особливый торжественный случай. ◂

Фл ‹Врата›. ▸ Ворота (совр. устар.); собрание старейшин города перед городскими воротами для совещаний и суда (совр. нет). ◂ Клоц. I, 799. Изб. 1076 г., 41.

Ник [врата̀ дще́рей мно́гихъ] ‘Бат-Раббим’ (дочь многих; Песн 7:5) — ворота города Хесбона. По обычаю в восточных и других городах они получили свое название от места, к которому вела дорога из оных. Может быть, это был Рабба-Аммон, находящийся в расстоянии 16 англ. миль от оных, но из вышеприведенной цитаты мы видим, что ворота Бат-раббим находились у рыбных прудов, из которых один сохранился еще вблизи Хесбона, а означенные пруды были весьма далеко от Рабба-Аммона.

Ник [двє́ри, врата̀] ‘Ворота’, ‘врата’ (1 Цар 4:18). В города, обнесенные стенами, обыкновенно входили чрез ворота деревянные, или обитые железом, или медью (Деян 12:10). В дома также входили чрез ворота, и есть основание полагать, что в воротах иногда устраивалась калитка, чтоб не отворять всех ворот, когда кому-либо приходилось входить в дом (Деян 12:13). По свидетельству Геродота, в Вавилоне находилось сто ворот, причем все они были сделаны из меди. Во многих Азиатских городах находятся широкие, мощеные частями или сплошь улицы, приспособленные для купцов и торговцев разными житейскими потребностями; на этих улицах находились также площади с лавками и палатками продавцов. Особенно много находилось их при городских воротах, у которых обыкновенно собиралось много народа (2 Цар, 15:2, 4 Цар 6:1 и др.). У городских ворот происходили также судебные разбирательства и наказания (Вт 17:5, Руфь 4:1-12, Амос 5:10,12,15); при них также собирались люди свободные для отдохновения или развлечения. Как памятник означенного древневосточного языка и обычая, осталось название Турецкого Двора Высокою Портою. Так как право владения городскими воротами принадлежало самому городу, то слово ворота употребляется иногда для обозначения силы, власти и могущества (Ис 24:12, Мф 16:18). «И врата адовы не одолеют ее» (Церковь), — сказал Господь. Городские ворота тщательно охранялись днем и запирались ночью (Нав 2:5-7, 1 Цар 23:7). Ворота царских дворцов и даже домов частных лиц украшались надписями из закона Моисеева (Вт 6:9), и при оных находились привратники (1 Пар 9:18-19). Из ворот внешнего двора Иродова храма девять были обложены золотом и серебром, а десятые — красные (Деян 3:2) — были вылиты из Коринфской меди и считались по ценности и красоте выше остальных девяти (los. Bell. jud. V, 5, § 3).

Ник [врата̀ є҆фрє́мли] ‘Ефремовы ворота’ (4 Цар 14:13, Неем 8:16) — одни из ворот города Иерусалима, находившиеся, по всей вероятности, на северной стороне города, т. е. по направлению к Ефремову колену, поблизости, или на месте настоящих Дамасских гор.

Ник [врата̀ сре́днїи] ‘Иесод’ (основание; 2 Пар 23:5) — ворота в Иерусалиме, называемые в 4 Цар 11:6 вратами Сур.

Ник [врата̀ гнѡ́йнаѧ] ‘Навозные или Гнойные ворота’ (Неем 3:14, 12:31). Ворота эти упоминаются дважды в кн. Неемии. Находились на ю. стороне Иерусалима и назывались так, вероятно, потому, что через них вывозились различные городские нечистоты.

Ник:свод ‹Во вратѣxъ дщерей многиxъ›. Бат-раббимъ. Пѣсн. Пѣсн. VII, 5.

чс 765 ВЗ=70 ЕВ=4 АП=9 АПБ=4 ЕВБ=5 Час=5 Окт=70 МнП=24 МнО=28 МнС=17 МнК=122 ТрП=38 ТрЦ=108 Слж=2 Трб=23 СлП=17 Мол=1 Акф=3 Тип=19 Сол=2 ПрБ=2 Проч=14

gr врата́: S,n,inan,pl; pl,nom/acc

См| вра́тъ