врата̀
врата̀ [врата]
od ворота, врата, реже - города
Св ‹врата́ а́дова› — под этим образом разумеются силы дьявола. И врата адова не одолеют ей (Церкви) (Мф. 16, 18□). Образ этот взят с устройства древних городов, которые были окружены стенами и в которые можно было пройти только через ворота; отчего они и были всегда вооружены стражей. Врата смертная — смерть; врата узкая — путь в Царство Небесное (Мф. 7, 14□).
Дч* ‹врата› сущ. мн.ч. (греч. πύλη) — ворота, иногда укрепленные города; во многих местах это слово греч. и слав. переводчики заменяют на гради (πόλεις) — города (Быт. 29, 17□, 24. 30; Втор 16, 18,17, 8, 28,52,55 и пр.). Врата адова (πύλαι ᾅδου) может означать всю хитрость и силу адскую, или просто весь ад, царство сатанинское (Матф. 16, 18□; Исаии 30, 10□; Прем. 16, 13□; 3 Макк. 5, 36□). Врата смертные (πύλαι θανάτου или τοῦ θανάτου) — смерть или царство смерти (Иов. 38, 17□; Пс. 9, 14□, 106, 18). и҆ вра́нове во вратѣ́хъ є҆ѧ̀ (Соф. 2, 14□). и҆ ѿкры́ютъ врата̀ і҆ꙋ̑дина, и҆ воззрѧ́тъ въ то́й де́нь во и҆збра̑нныѧ до́мы гра́да (Исаии 22, 8□).
СЦРЯ ‹врата̀› ‹ъ›, с. ср. мн. Церк. 1) ▸ Тоже, что ‹ворота̀› въ 1 значеніи. ◂— Врата адова. Церк. ▸ Бѣсовская сила. ◂ И врата адова не одолѣютъ ей. Матѳ. XVI. 18.□— Врата смертная. Церк. ▸ Конецъ жизни. ◂ Приближишася до вратъ смертныхъ. Псал. CVI. 18.□— Врата царскія. Врата святыя. ▸ Въ церквахъ: двери алтаря, находящіяся противу престола. ◂— Врата торжественныя, тріумфальныя. ▸ Ворота, построенныя на особливый торжественный случай. ◂
Фл ‹Врата›. ▸ Ворота (совр. устар.); собрание старейшин города перед городскими воротами для совещаний и суда (совр. нет). ◂ Клоц. I, 799. Изб. 1076 г., 41.
Ник [врата̀ дще́рей мно́гихъ] ‘Бат-Раббим’ (дочь многих; Песн 7:5□) — ворота города Хесбона. По обычаю в восточных и других городах они получили свое название от места, к которому вела дорога из оных. Может быть, это был Рабба-Аммон, находящийся в расстоянии 16 англ. миль от оных, но из вышеприведенной цитаты мы видим, что ворота Бат-раббим находились у рыбных прудов, из которых один сохранился еще вблизи Хесбона, а означенные пруды были весьма далеко от Рабба-Аммона.
Ник [двє́ри, врата̀] ‘Ворота’, ‘врата’ (1 Цар 4:18□). В города, обнесенные стенами, обыкновенно входили чрез ворота деревянные, или обитые железом, или медью (Деян 12:10□). В дома также входили чрез ворота, и есть основание полагать, что в воротах иногда устраивалась калитка, чтоб не отворять всех ворот, когда кому-либо приходилось входить в дом (Деян 12:13□). По свидетельству Геродота, в Вавилоне находилось сто ворот, причем все они были сделаны из меди. Во многих Азиатских городах находятся широкие, мощеные частями или сплошь улицы, приспособленные для купцов и торговцев разными житейскими потребностями; на этих улицах находились также площади с лавками и палатками продавцов. Особенно много находилось их при городских воротах, у которых обыкновенно собиралось много народа (2 Цар, 15:2, 4 Цар 6:1□ и др.). У городских ворот происходили также судебные разбирательства и наказания (Вт 17:5□, Руфь 4:1□-12, Амос 5:10□,12,15); при них также собирались люди свободные для отдохновения или развлечения. Как памятник означенного древневосточного языка и обычая, осталось название Турецкого Двора Высокою Портою. Так как право владения городскими воротами принадлежало самому городу, то слово ворота употребляется иногда для обозначения силы, власти и могущества (Ис 24:12□, Мф 16:18□). «И врата адовы не одолеют ее» (Церковь), — сказал Господь. Городские ворота тщательно охранялись днем и запирались ночью (Нав 2:5□-7, 1 Цар 23:7□). Ворота царских дворцов и даже домов частных лиц украшались надписями из закона Моисеева (Вт 6:9□), и при оных находились привратники (1 Пар 9:18□-19). Из ворот внешнего двора Иродова храма девять были обложены золотом и серебром, а десятые — красные (Деян 3:2□) — были вылиты из Коринфской меди и считались по ценности и красоте выше остальных девяти (los. Bell. jud. V, 5, § 3).
Ник [врата̀ є҆фрє́мли] ‘Ефремовы ворота’ (4 Цар 14:13□, Неем 8:16□) — одни из ворот города Иерусалима, находившиеся, по всей вероятности, на северной стороне города, т. е. по направлению к Ефремову колену, поблизости, или на месте настоящих Дамасских гор.
Ник [врата̀ сре́днїи] ‘Иесод’ (основание; 2 Пар 23:5□) — ворота в Иерусалиме, называемые в 4 Цар 11:6□ вратами Сур.
Ник [врата̀ гнѡ́йнаѧ] ‘Навозные или Гнойные ворота’ (Неем 3:14□, 12:31). Ворота эти упоминаются дважды в кн. Неемии. Находились на ю. стороне Иерусалима и назывались так, вероятно, потому, что через них вывозились различные городские нечистоты.
Ник:свод ‹Во вратѣxъ дщерей многиxъ›. Бат-раббимъ. Пѣсн. Пѣсн. VII, 5.
чс 765 ВЗ=70 ЕВ=4 АП=9 АПБ=4 ЕВБ=5 Час=5 Окт=70 МнП=24 МнО=28 МнС=17 МнК=122 ТрП=38 ТрЦ=108 Слж=2 Трб=23 СлП=17 Мол=1 Акф=3 Тип=19 Сол=2 ПрБ=2 Проч=14
gr врата́: S,n,inan,pl; pl,nom/acc
См| вра́тъ