воскресе́нїе
воскресе́нїе [воскресение]
od воскрешение, восстание из мертвых
Дч* ‹воскрⷭ҇нїе› сущ. восстание из мертвых, оживотворение; первый день в церковной седмице; искупление (Филип. 3, 10). И҆ прїидо́ша саддꙋке́є къ немꙋ̀, и҆̀же глаго́лютъ воскрⷭ҇нїю не бы́ти (Марк. 12, 18□). ꙗ҆́кѡ хрⷭ҇то́съ и҆мѣ́ѧше пострада́ти, ꙗ҆́кѡ пе́рвый ѿ воскрⷭ҇нїѧ ме́ртвыхъ свѣ́тъ хотѧ́ше проповѣ́дати лю́демъ (і҆ꙋдє́йскимъ) и҆ ꙗ҆зы́кѡмъ (Деян. 26, 23□).
Фл ‹Воскресение›. ▸ Согласно христианскому учению — возвращение умершего к жизни, восстание из мертвых; восстановление сил, бодрости. (дрр. нет). ◂ Супр., 311, 11. Изб. 1076 г., 62.
Алекс ‹воскресе́ніе пло́ти›, есть вторичное и нераздѣльное сопряженіе души человѣческой съ тѣломъ, учиненное Божіею всемогущею силою, дабы люди побѣдивши смерть, и восприявши на себя безсмертіе, жили вѣчно, иные во славѣ, а другіе въ мученіи. Іоан: 5. 29□.
Алекс ‹воскресе́ніе›, сокращенно же Воскр҃ніе, возстаніе изъ мертвыхъ, оживотвореніе. Первый день въ седмицѣ именуется такъ для воспоминанія Христова возстанія изъ гроба уставленный вмѣсто ветхозаконной субботы праздникъ св: Апостолами, по книжному же называется Недѣля, для недѣланія въ тотъ день. Иногда значитъ самое искупленіе, или жизнь безсмертію, имѣющую послѣдовать воскресенію. Филипп: 3. 10□. Индѣ воскресеніе взято за самыхъ людей отъ смертнаго сна возставшихъ, Дѣян: 26. 23□. такъ какъ обрѣзанные Іудеи называются въ Писаніи иногда обрѣзаніе. Тит: 1. 10□.
САР-1 ‹Возкресе́ніе›, нія. с. ср.
1) Собственно возстаніе изъ мертвыхъ, оживотвореніе.
‹По воскресеніи его отъ мертвыхъ›. Дѣян. X. 41.□
‹Воскресеніе Господа нашего›.
‹Возкресеніе Лазаря›.
‹Чаю воскресенія мертвыхъ›. Симв. вѣры.
2) Первый въ седьмицѣ день, иначе называемый ‹Недѣля›, уставленный церковію для возпоминанія возстанія Христова отъ мертвыхъ, и для отличенія отъ Іудейской субботы.
‹Возкресеніе свѣтлое›.
‹Возкресеніе вербное›.
→САР-1 т.3, с.945
чс 323 АПБ=7 ЕВБ=5 Час=1 Окт=5 МнП=5 МнС=6 МнК=84 ТрП=3 ТрЦ=125 Слж=6 Мол=3 Акф=1 Тип=10 ПрБ=2 Проч=15
gr воскресе́ніе: S,n,inan; sg,nom/acc