воскресе́нїе

воскресе́нїе [воскресение]

od воскрешение, восстание из мертвых

Дч* ‹воскрⷭ҇нїе› сущ. восстание из мертвых, оживотворение; первый день в церковной седмице; искупление (Филип. 3, 10). И҆ прїидо́ша саддꙋке́є къ немꙋ̀, и҆̀же глаго́лютъ воскрⷭ҇нїю не бы́ти (Марк. 12, 18). ꙗ҆́кѡ хрⷭ҇то́съ и҆мѣ́ѧше пострада́ти, ꙗ҆́кѡ пе́рвый ѿ воскрⷭ҇нїѧ ме́ртвыхъ свѣ́тъ хотѧ́ше проповѣ́дати лю́демъ (і҆ꙋдє́йскимъ) и҆ ꙗ҆зы́кѡмъ (Деян. 26, 23).

Фл ‹Воскресение›. ▸ Согласно христианскому учению — возвращение умершего к жизни, восстание из мертвых; восстановление сил, бодрости. (дрр. нет). ◂ Супр., 311, 11. Изб. 1076 г., 62.

Алекс ‹воскресе́ніе пло́ти›, есть вторичное и нераздѣльное сопряженіе души человѣческой съ тѣломъ, учиненное Божіею всемогущею силою, дабы люди побѣдивши смерть, и восприявши на себя безсмертіе, жили вѣчно, иные во славѣ, а другіе въ мученіи. Іоан: 5. 29.

Алекс ‹воскресе́ніе›, сокращенно же Воскр҃ніе, возстаніе изъ мертвыхъ, оживотвореніе. Первый день въ седмицѣ именуется такъ для воспоминанія Христова возстанія изъ гроба уставленный вмѣсто ветхозаконной субботы праздникъ св: Апостолами, по книжному же называется Недѣля, для недѣланія въ тотъ день. Иногда значитъ самое искупленіе, или жизнь безсмертію, имѣющую послѣдовать воскресенію. Филипп: 3. 10. Индѣ воскресеніе взято за самыхъ людей отъ смертнаго сна возставшихъ, Дѣян: 26. 23. такъ какъ обрѣзанные Іудеи называются въ Писаніи иногда обрѣзаніе. Тит: 1. 10.

САР-1 ‹Возкресе́ніе›, нія. с. ср.
1) Собственно возстаніе изъ мертвыхъ, оживотвореніе.
‹По воскресеніи его отъ мертвыхъ›. Дѣян. X. 41.
‹Воскресеніе Господа нашего›.
‹Возкресеніе Лазаря›.
‹Чаю воскресенія мертвыхъ›. Симв. вѣры.
2) Первый въ седьмицѣ день, иначе называемый ‹Недѣля›, уставленный церковію для возпоминанія возстанія Христова отъ мертвыхъ, и для отличенія отъ Іудейской субботы.
‹Возкресеніе свѣтлое›.
‹Возкресеніе вербное›.
→САР-1 т.3, с.945

чс 323 АПБ=7 ЕВБ=5 Час=1 Окт=5 МнП=5 МнС=6 МнК=84 ТрП=3 ТрЦ=125 Слж=6 Мол=3 Акф=1 Тип=10 ПрБ=2 Проч=15

gr воскресе́ніе: S,n,inan; sg,nom/acc