а҆́гг҃лъ
od ангел (пишется под титлом), вестник, духовные силы, чин небесной иерархии, 2. пишется без титла - падший ангел, злой дух
Сд ‹а҆́гг҃лъ, а҆́ггелъ› ἄγγελος 1. Всегда под титлом: а҆́гг҃лъ, вестник: и҆ нарица́етсѧ и҆́мѧ є҆гѡ̀: вели́ка совѣ́та а҆́гг҃лъ, чꙋ́денъ, совѣ́тникъ, бг҃ъ крѣ́пкїй и имя Ему: Вестник великого Замысла, Чудный, Советник, Бог Сильный (Ис. 9:6□); вели́кагѡ совѣ́та твоегѡ̀ а҆́гг҃ла, ми́ръ подава́юща, посла́лъ є҆сѝ на́мъ Вестника великого Твоего замысла, приносящего мир, послал Ты нам (Рожд. К. 1,5 ирм.); прише́лъ є҆сѝ ѿ дв҃ы не хода́тай, ни а҆́гг҃лъ, но са́мъ гдⷭ҇и вопло́щьсѧ Ты пришел от Девы, не посол, не вестник, но Сам Господь воплотившийся (Ирм. Гл. 2, 4–1); 2. всегда под титлом: а҆́гг҃лъ, Ангел, общее именование всех духовных сил: ѩ҆́кѡ а҆́гг҃лѡмъ свои̑мъ заповѣ́сть ѡ҆ тебѣ̀, сохрани́ти тѧ̀ во всѣ́хъ пꙋте́хъ твои́хъ ибо Ангелам Своим заповедает о тебе, чтобы хранили тебя на всех путях твоих (Пс. 90:11□); хвали́те є҆го̀ всѝ а҆́гг҃ли є҆гѡ́, хвали́те є҆го̀ всѧ̑ си̑лы є҆гѡ́, славьте Его, все Силы (воинства) Его (Пс. 148:2□); а҆́гг҃лъ вопїѧ́ше бл҃года́тнѣй: чи́стаѧ дв҃о, ра́дꙋйсѧ Ангел (Архангел Гавриил) взывал к Благодатной: Пречистая Дева, радуйся (Пасх. К., 9 прип. 4); 3. всегда под титлом: а҆́гг҃лъ, ангел, низший чин небесной иерархии: и҆́же є҆́сть ѡ҆деснꙋ́ю бг҃а, возше́дъ на не́бо, поко́ршымсѧ є҆мꙋ̀ а҆́гг҃ломъ и̑ власте́м и̑ си́ламъ Который, взойдя на небеса, (пребывает) одесную Бога, и покорились Ему Ангелы и Власти и Силы (1Пет. 3:22□); 4. без титла: а҆́ггелъ, падший ангел, злой дух: ꙗ҆́рость и̑ гнѣ́въ и̑ ско́рбь посла́нїе а҆́ггєлы лю́тыми ярость и гнев и беды, посланные через злых ангелов (Пс. 77:48□).
Св ‹а҆́гг҃лъ, а҆́нгелъ› — Ангел, существо бесплотное, одаренное разумом и волей, посылаемое Богом в служение на спасение людей (Мф. 11, 10□; Мк. 1, 2□ и др.).
Дч* сущ. греч. ἄγγελος — вестник — ангел, дух бесплотный, одаренный умом, волей и могуществом, высшим, чем у человека. В церковных книгах, когда стоит а҆́гг҃лъ, имеется в виду св. ангел, а если а҆́ггелъ, то злой. И҆ бы́сть бра́нь на нб҃сѝ: мїхаи́лъ и҆ а҆́гг҃ли є҆гѡ̀ бра́нь сотвори́ша со ѕмі́емъ, и҆ ѕмі́й бра́сѧ и҆ а҆́ггели є҆гѡ (Откр. 12, 7□).
Дч* ‹а҆́гг҃лъ вели́ка совѣ̀та› фразеол. именование Христа, ибо возвестил нам Божественную волю Предвечного Отца. Ꙗ҆́кѡ ѻ҆троча̀ роди́сѧ на́мъ, сн҃ъ, и҆ даде́сѧ на́мъ, є҆гѡ́же нача́лство бы́сть на ра́мѣ є҆гѡ̀: и҆ нарица́етсѧ и҆́мѧ є҆гѡ̀: вели́ка совѣ́та а҆́гг҃лъ (Исаии 9, 6□).
Дч* ‹а҆́гг҃лъ гдⷭ҇нь› фразеол. греч. ἄγγελος Κυρίου — ангел Господень: Господь Бог, Который действует как Бог (Быт. 22, 12□, 15, 16, 18), второе лицо Св. Троицы. И҆ воззва̀ и҆̀ а҆́гг҃лъ гдⷭ҇ень съ нб҃сѐ, и҆ речѐ: а҆враа́ме, а҆враа́ме (Быт. 22, 11□). Ꙗ҆ви́сѧ же є҆мꙋ̀ а҆́гг҃лъ гдⷭ҇нь въ пла́мени ѻ҆́гненнѣ и҆з̾ кꙋпины̀: и҆ ви́дитъ, ꙗ҆́кѡ кꙋпина̀ гори́тъ ѻ҆гне́мъ, кꙋпина́ же не сгара́ше (Исх. 3, 2□).
Алекс ‹а́нгелъ немилостивый›, индѣ означаетъ месть, смертоносную пагубу, или наказаніе смертію, Притч: 17. 11□. Господь же Ангела немилостива послетъ наны, то есть смертію погубитъ, накажетъ.
Алекс ‹а́нгелъ свѣтлый›, говорится для противоположенія духамъ темнымъ, нечистымъ, молитв: на изверж: младенц.
Алекс ‹а́нгелъ смертоно́сный›, то есть губитель, истребитель, мститель, Іов: 33. 23□. Аще будетъ тысяща Ангелъ смертоносныхъ, единъ отъ нихъ не уязвитъ его: аще помыслитъ сердцемъ обратитися ко Господу.
САР-1 ‹А́НГЕЛЪ›, (а́гг҃лъ) ла. с. м.Греч.
значащее ‹Вѣстникъ›.
1) Въ священномъ писаніи чрезъ Ангела разумѣется существо духовное, умное, первое въ достоинствѣ между тварей.
‹Тогда послетъ Ангелы своя›. Марк. XIII. 27.□
‹Посланъ бысть Ангелъ Гавріилъ›. Лук. I. 27.□
2)Въ простор. именуется тотъ Святой, котораго кто носитъ на себѣ имя.
‹День моего Ангела›.
‹Праздникъ моего Ангела›.
3) Человѣкъ святаго и отмѣннаго житія, который называется также
‹Ангелъ во плоти, Ангелъ плотію обложенный›.
‹Сей человѣкъ есть Ангелъ›,
т. е. житія святаго, житіемъ своимъ Ангелу подобный.
4) Вещественное изображеніе Ангела.
‹Написать, изваять А́нгела›.
‹А́нгелъ велика совѣта›. Именуется сынъ Божій Іисусъ Христосъ, по тому что возвѣстилъ онъ намъ волю или хотѣніе Отца предвѣчнаго. Иса. IX. 6.□
‹А́нгелъ свѣта›. Такъ называется благій Ангелъ;
‹Ангелъ тьмы›, злый Ангелъ.
‹А́нгелъ хранитель›. Ангелъ приставленный отъ Бога особенно къ каждому человѣку, для храненія его.
‹Ангелы поставилъ еси хранители›. Литург. Вас. Вел.
→САР-1 т.1, с.33
Ник ‘Ангел’ (Быт 16:7□-14). Это слово на греческом и еврейском языке значит: вестник. Слово ангел (вестник) часто прилагается и к людям (Лк 7:24□, 9:52). Употребляемое в общем смысле оно выражает собой понятие о духовных существах и служении их, так как чрез них Господь являет свою волю и делает их орудиями исполнения оной. Из Свящ. Писания и предания мы знаем об их местопребывании и служении, что они владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные, бестелесные, одаренные волею, умом и могуществом, и занимающие высшую степень в ряду творения. Выражение: ты творишь ангелами Своими духов служителями Своими огонь пылающий (Пс 103:4□, Евр 1:7□) прямо указывает на бесплотность ангелов. Об явлении и служении ангелов мы можем иметь понятие из следующих мест Свящ. Писания: Быт 16:7□-11, Суд 13:6□, Иез_ 10, Дан 6:22□, Мф 4:11□; 18:10, Лк 1:19□, 16:22, 22:43, Деян 6:15□, 12:9, Евр 1:14□, 2:16, 2 Сол 1:7□, От 10:1□,2,6. О числе ангелов мы знаем из следующих мест Свящ. Писания: 3 Цар 22:19□, Пс 17:11□, Дан 7:10□, Мф 26:53□. Лк 2:9□-14, 1 Кор 4:9□, Евр 12:22□. О силе и могуществе ангелов свидетельствуют следующие места: Пс 102:20□, 2 Пет 2:11□, От 5:2□, 17:21, 19:17. На их служение и деятельность указывают следующие места: Суд 13:20□, Ис 6:2□-6, Мф 13:42□, 26:53, Деян 27:23□, От 8:13□. Таковы некоторые главные места Св. Писания, выбранные нами из множества, в которых делаются указания на эти чины и степени мира ангельского, на их духовную природу и служение. Но кроме мира ангельского есть также мир злых духов. Это ангелы, по слову ап. Иуды, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище. Они соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд 1:6□). О сих последних подробнее скажем в словах: диавол, сатана, бес.
Ник [а҆́гг҃лъ гдⷭ҇ень] ‘Ангел Господень’ (Быт 16:7□) — есть одно из общих наименований в Ветхом Завете Второго Лица св. Троицы, имевшего воплотиться Сына Божия (Исх 23:20□, Деян 7:38□).
Ник [а҆́гг҃лъ цр҃кве] ‘Ангел Церкви’ (От 2:1□) — главный служитель, или представитель иудейской синагоги, назывался ангелом церкви, потому что он обращался с молитвою и ходатайством к Богу за иудеев, как их духовный молитвенник. […]
чс 1855 ВЗ=50 ЕВ=22 АП=51 АПБ=26 ЕВБ=25 Час=10 Окт=94 МнП=122 МнО=45 МнС=24 МнК=583 ТрП=47 ТрЦ=95 Слж=4 Трб=17 СлП=18 Мол=32 Акф=19 Кан=3 Тип=41 Сол=5 ПрБ=6 Проч=56