ѕмі́й
ѕмі́й [змий]
od змий
Св ‹змі́й› — кит, дракон, левиафан, крокодил, вообще всякая огромная рыба или большое морское чудовище. Хвалите Господа от земли змиеве и вся бездны (Пс. 148, 7□) — змеи, или чудовища морские, и все неизмеримые пропасти. Тамо (в море) змий сей, его же создал еси ругатися ему (Пс. 103, 26□) — там этот левиафан, которого Ты сотворил, чтобы играть в нем; иногда слово «змий» относится к дьяволу (Откр. 12, 9□).
Дч* ‹ѕмїй› сущ. 1) змей; 2) дьявол; 3) медный змей Моисея (Чис. 21, 9. 4 Цар. 18, 4□); 4) левиафан (Пс. 103, 26□): 5) всякая огромная рыба или морское чудовище (Пс. 14, 7□); 6) дракон (Пс. 90, 13□; 7) антихрист. и҆ ѡ҆́шиби и҆́хъ подо́бни ѕмїє́мъ, и҆мꙋ́ще главы̑ и҆ тѣ́ми па́кѡсти дѣ́юще (Откр. 9, 19□). и҆ сѐ, ѕмі́й вели́къ че́рменъ, и҆мѣ́ѧ гла́въ се́дмь и҆ рогѡ́въ де́сѧть (Откр. 12, 3□).
Фл ‹Змий›. Совр. устар. ▸ Большая змея; библейский образ дьявола — искусителя; о коварном, хитром человеке. ◂ Супр., 77, 5. Усп. сб., 39 в 25.
САР-1 ‹ЗМІ́Й›, (Ѕмі́й), змі́я. с. м. ‹Зміа̀›, зміѝ. с. ж. Сл.
см. ‹Змѣй›.
‹И се ѕмій великъ черменъ, имѣя главъ седмь›. Апокал. XII. 3.□
‹И се два ѕміи велицы произыдоша готови оба между собою братися›. Есѳ. Введ.
‹Ѕмія порожденія ехиднова, како убѣжите отъ суда огня геенскаго?› Матѳ. XXIII. 33.□
‹И усѣкнетъ его ѕмія›. Амос. V. 19.□
‹Ты какъ змію попрешь пороки,// Пятой наступишь ты на льва›.
М. Лом.
→САР-1 т.3, с.89
Ник ‘Аспид’ (Быт 49:17□) — рогатая, ядовитая змея с белыми и черными пятнами, яд которой очень остр и умерщвляет почти немедленно; она песчаного цвета, прячется в глубоких следах, оставляемых колесами повозок, и отсюда жалит неосторожного путника или его коня. «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, — говорит Иаков в пророческом предсмертном благословении своим детям, — так что всадник его упадет назад». […]
Ник:свод ‹Змій›. Драконъ. Втор. XXXII, 33.
Ник:свод ‹Змій›. Ехидна. Iов. XX, 16.
чс 191 ВЗ=11 АП=13 АПБ=1 ЕВБ=1 Час=1 Окт=24 МнП=8 МнО=5 МнС=2 МнК=49 ТрП=19 ТрЦ=3 Трб=2 СлП=4 Акф=1 Проч=9