нача́ло
нача́ло [начало]
od начало, 2. основание, 3. глава, власть
Сд ἀρχή 1. начало, в самом широком смысле: въ нача́лѣ сотворѝ бг҃ъ не́бо и҆ зе́млю (Быт 1,1□); въ нача́лѣ бѣ̀ сло́во (Ин 1,1□); 2. Начало, в хронологическом смысле: всѧ̑ же сїѧ̑ нача́ло болѣ́знемъ и все это – начало (первые проявления) родовых мук (Мф 24,8□); 3. основание: нача́ло премꙋдрости стра́хъ гдⷵнь основание премудрости – страх (трепет) перед Богом (Пс 110,10□); 4. глава, власть: свѣти́ло вели́кое въ нача̑ла днѐ, и҆ свѣти́ло ме́ньшее въ нача̑ла но́щи большое светило – чтобы оно владело днем, и малое (меньшее) светило – владеть ночью (Быт 1,16□); и҆ ѿѧ́тъ гдⷵь ѿ і҆сра́нлѧ главꙋ̀ и҆ ѻ҆́шибъ, вели́ка и҆ ма́ла, во є҆ди́нъ де́нь, ста́рца и҆ чꙋдѧ́щихсѧ ли́цамъ, сїѐ нача́ло: и҆ проро́ка ѹ҆ча́ща беззакѡ́ннаѧ, се́й ѻ҆́шибъ и отсечет Господь у Израиля голову и хвост, великое и малое в один день: старец и почитающий знатных – это голова, пророк, учащий беззаконию, – это хвост (Ис 9, 14–15□); ♦ нача̑ла Начала, один из чинов ангельских.
Дч* ‹въ началѣ́› нареч. (греч. ἐν ἀρχῇ) 1) сперва, прежде всего; 2) всегда, постоянно. Въ нача́лѣ сотворѝ бг҃ъ не́бо и҆ зе́млю (Быт. 1, 1□). Въ нача́лѣ бѣ̀ сло́во, и҆ сло́во бѣ̀ къ бг҃ꙋ [ѹ҆ бг҃а], и҆ бг҃ъ бѣ̀ сло́во (Иоан. 1, 1□).
Дч* сущ. (греч. ἡ ἀρχή) — первое начало, причина, повод; страна, область; начальство, власть. Рѣка́ же и҆схо́дитъ и҆з̾ є҆де́ма напаѧ́ти ра́й: ѿтꙋ́дꙋ разлꙋча́етсѧ въ четы́ри нача̑ла (Быт. 2, 10□). Въ нача́лѣ бѣ̀ сло́во (Иоан. 1, 1□).
СЦРЯ ‹нача́ло› ‹а›, с. ср. 1) ▸ То, чѣмъ начинается бытіе или дѣйствіе. ◂ Россіяне надѣялись, говоритъ лѣтописецъ, что все царствованіе Борисово будетъ подобно его началу. И. Г. Р. XI. 18. Начало міра. Начало года. Воспріять начало. Этотъ случай былъ началомъ его счастія. 2) ▸ Первая причина, источникъ бытія чего либо. ◂ Богъ есть начало всяческихъ. Начало премудрости есть страхъ Господенъ. Невоздержность есть начало многихъ болѣзней. 3) ▸ Первое основаніе какой либо науки. ◂ Онъ изучилъ только начала математики. 4) ▸ Въ химіи: простое, или точнѣе, неразложенное вещество; стихія. ◂ 5) Церк. ▸ Начальныя слова и молитвы при богослуженіи. ◂ И священникъ возставъ, творитъ начало: благословенъ Богъ нашъ. Уставъ церк. 4.— Въ монастыряхъ: положить начало, зн. ▸ принять первую степень иночества. ◂— Быть подъ началомъ. ▸ О духовныхъ лицахъ: быть посланнымъ за какую либо вину въ монастырь, подъ ближайшій надзоръ, для исправленія въ поведеніи. ◂
Алекс ‹нача́ло созда́нія госпо́дня›, Іов: 40. 14□. Здѣсь слово начало берется за совершенство, изящество, превосходство созданія Божія, какое только ему возможно.
Алекс ‹нача́ло христово›, то есть первоначальное ученіе благочестія Христіанскаго. Евр: 6. 1□. Тѣмъ же ставльше начала Христова слово, на совершеніе да ведемся. Аки бы Апостолъ сказалъ: время вамъ, Евреи, отставать отъ начальнаго вѣры познанія и на высокіе догматы новаго завѣта простираться. Ибо первыя Христіанскаго ученія нача̑ла уподобляются млеку, которое малымъ дѣтямъ только прилично; а вамъ, яко мужамъ совершеннымъ, уже должно за твердую пищу приниматься и преуспѣвать въ спасительномъ ученіи, дабы могли другихъ руководствовать ко спасенію.
Алекс ‹нача́ло› и множ: Нача́ліе, тоже что начальство, власть. Прол: Іул: 3. Септ: 23. Генв: 22. И такъ быть подъ началомъ, значитъ: состоять подъ властію, въ подчиненіи и послушаніи у кого находиться, а не на своей волѣ. Во множ: числѣ индѣ берется въ худую сторону за бѣсовъ. Колос: 2. 15□.
чс 837 ВЗ=28 ЕВ=2 АПБ=3 ЕВБ=7 Час=10 Окт=21 МнП=40 МнО=13 МнС=12 МнК=140 ТрП=55 ТрЦ=34 Слж=7 Трб=22 СлП=9 Мол=4 Акф=8 Тип=73 Сол=9 ПрБ=1 Проч=181
gr нача́ло: S,n,inan; sg,nom/acc
См| нача̑ла